Arms
 
развернуть
 
170033, Тверская обл., г. Тверь, пр. Волоколамский, д. 31
Тел.: (4822) 35-46-58
centr.sud@yandex.ru centralny.twr@sudrf.ru
схема проезда
показать на карте
170033, Тверская обл., г. Тверь, пр. Волоколамский, д. 31Тел.: (4822) 35-46-58centr.sud@yandex.ru centralny.twr@sudrf.ru
ПРЕСС-СЛУЖБА
Новость от 16.06.2010
Пресс-релиз по решению Центрального районного суда г. Твери от 04 июня 2010 г.версия для печати

Тверской межрайонный  природоохранный прокурор обратился в суд с требованиями к ООО «М.»о возложении обязанности  по демонтажу незаконно построенных береговых укреплении и освобождении незаконно занятой акватории реки Тьмака, мотивируя их тем, что ответчик, не имея на то разрешения, полученного в установленном Законом порядке, самовольно  производит строительные работы по планировке земельного участка в береговой полосе и акватории реки Тьмака для дальнейшего использования территории под летнее кафе. В ходе выполнения  указанных работ происходит изменение дна и берегов реки, а именно: осуществляется строительство подпорной стенки с засыпкой пазух грунтом, что подтверждается письмом Росприроднадзора, актом обследования  Верхневолжского территориального управления  Росрыболовства, расчетом ущерба, причиненного рвбным запасам при проведении строительных работ в водоохраной зоне и акватории реки Тьмака произведенного ФГУ «Центррыбвод» № 05-19/690 от 30.04.2010 г., объяснениями генерального директора ООО «М.» А. от 14.04.2010 г. и рабочего Л. от 14.04.2010 г. Поскольку у ООО отсутствует  решение о предоставлении  водного объекта в пользование, зарегистрированного в Государственном водном реестре, прокурор полагает указанную деятельность незаконной и просит  о возложении на ответчика  обязанности  по демонтажу незаконно построенных береговых укреплении и освобождении незаконно занятой акватории реки Тьмака.

Исследовав и проанализировав представленные суду материалы, суд пришел к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

В ходе проведения проверки исполнения природоохранного законодательства ООО «Х.» при проведении строительных работ в акватории р.Тьмака напротив ТЦ «Олимп»  Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой  было установлено, что с апреля 2010 года ООО  производит  строительные работы по планировке земельного участка в береговой полосе в акватории р.Тьмака. В ходе выполнения  указанных работ происходит изменение дна и берегов реки, а именно: осуществляется строительство подпорной стенки с засыпкой пазух грунтом, что подтверждается письмом Росприроднадзора, актом обследования  Верхневолжского территориального управления  Росрыболовства, расчетом ущерба, причиненного рыбным запасам при проведении строительных работ в водоохраной зоне и акватории реки Тьмака произведенного ФГУ «Центррыбвод» № 05-19/690 от 30.04.2010 г., объяснениями генерального директора ООО «Х.» А. от 14.04.2010  г. и рабочего Л. от 14.04.2010 г.

В соответствии со ст. 9, ч. 7 ст. 11 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами для проведения работ связанных с изменением их дна и берегов на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование.

Согласно ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 21 ВК РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти или органов местного самоуправления.

В силу ст. 22 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части; сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование подлежит обязательной государственной регистрации в Государственном водном реестре, и начинает действовать с момента его регистрации.

Частью 1 ст. 61. ВК РФ установлено, что проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.

Статьей 50 Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» определено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства (часть 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Под строительством понимается деятельность по созданию зданий, строений, сооружений (часть 13 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). В соответствии с частью 9 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность (в том числе и строительство) должна осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности. Кроме того, часть 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что для строительства, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта, если при их проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

В нарушение указанных требований ООО «Х.» производит строительные работы в границах береговой полосы и акватории реки Тьмака (в том числе по укреплению береговой полосы), напротив торгового центра «Олимп» на территории Центрального района г. Твери в отсутствие права пользования водным объектом, а именно без решения о предоставлении водного объекта в пользование, разрешения на строительство, а также в отсутствие согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, что подтверждается письмом отдела водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления № 561 от 28.04.2010 г., письмом Верхневолжского территориального управления Росрыболовства № 07-24/245 от 19.05.2010 г., объяснением генерального директора ООО «Х.» А. от 14.04.2010 г., 15.04.2010 г.

       Согласно ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Одной из мер воздействия за нарушение природоохранных требований, предусмотренных ст. 56 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является, ограничение, приостановление или прекращение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации деятельности.

Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, предусмотрен в статье 78 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», частью 2 названной нормы предусмотрено, что на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. В статье 80 Закона сказано, что требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В соответствии ч.2 ст.4 Градостроительного кодекса РФ к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии ст. 8 ВК РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

Из указанной нормы закона следует, что река Тьмака находится в собственности Российской Федерации.

На основании ст. 304 ГПК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

 

Таким образом, действия ООО «Х.» по проведению строительных работ направленных на изменение дна и берегов реки Тьмака в отсутствие права пользования водным объектом, а именно без решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также без разрешения на строительство и согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства причиняют вред водному объекту, нарушают права собственника - Российской Федерации.

Прокурор в данном случае правомерно обратился с требованиями к ООО «Х.» об устранении нарушений действующего законодательства.

Отсутствие каких-либо разрешений на использование при строительстве  водного объекта дополнительно подтверждается представленными в судебное заседание объяснениями архитектора Центрального района, а также постановлениями по делам об административных нарушениях по данному факту в отношении ООО и директора ООО «Х.».

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, судом принято решение, в соответствии с которым

Исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора (в интересах Российской Федерации) удовлетворены.

В целях пресечения нарушения действующего законодательства и   восстановления нарушенного права на ООО «Х.» возложена обязанность произвести демонтаж  незаконно построенных береговых укреплений, освободив  сомовольно занятую часть акватории реки Тьмака напротив ТЦ «Олимп» в городе Твери, обязав ООО «Х.» разработать проект  работ по восстановлению  нарушенной части береговой полосы и акватории реки Тьмака, на основании которого восстановить положение, существовавшее до нарушения права.

 

Решение не обжаловано, вступило в законную силу 15.06.2010 г.

опубликовано 01.07.2010 16:33 (МСК), изменено 19.12.2017 16:46 (МСК)