Пресс- релиз по решению Центрального районного суда г.Твери от 14 июля 2010 г. | версия для печати |
Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Твери о возложении обязанности по организации сбора, вывоза и утилизации отходов на северо-востоке массива этажной застройки г.Твери, расположенной восточнее проезжей части Сахаровского шоссе близ ул.Кржижановского и ул. 2 Торфобрикетного предприятия. Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с указанными выше требованиями, мотивируя их тем, что проведенной проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства организации обращения с отходами производства и потребления на территории Заволжского района г.Твери; на территории расположенной на северо-востоке массива этажной застройки города Твери, восточнее проезжей части Сахаровского шоссе г. Твери, близ ул. Кржижановского и ул. 2-го Торфобрикетного предприятия г. Твери размещены несанкционированные свалки отходов производства и потребления (бытовой и строительный мусор: битая кирпичная кладка, пластиковая и картонно-упаковочная тара, древесные отходы, медицинские отходы группы «А» и «В» -шприцы, капельницы и т.д.). Примерное суммарное количество обнаруженных несанкционированных навалов отходов составляет примерно
Причиной допущенных нарушений природоохранного и санитарного законодательства является ненадлежащее выполнение администрацией г. Твери функций в части обращения с отходами производства и потребления, предусмотренных федеральным законодательством. Неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, тем самым нарушает право каждого на благоприятную окружающую природную среду. Исследовав материалы дела, суд счел требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 11, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. В соответствии со ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года (с последующими изменениями) к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза и утилизации отходов и мусора. Нормами ст. 13 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» предусмотрены требования к обращению с отходами на территории муниципальных образований: -территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями -организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; -порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР 5 августа
Органы местного самоуправления обязаны организовывать санитарную | очистку и уборку территорий населенных мест, рациональный сбор, быстрое деление отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, накапливающихся на территории населенного пункта), информирование поселения об экологической обстановке. Кроме того, к организации сбора и вывоза отходов относится проведение профилактической и разъяснительной работы. Однако проверкой установлено, что в нарушение требований закона на территории Заволжского района г. Твери по адресу: территория расположенная на северо-востоке массива этажной застройки города Твери, восточнее проезжей части Сахаровского шоссе г. Твери, близ ул. Кржижановского и ул. 2-го Торфобрикетного предприятия г. Твери размещены несанкционированные свалки отходов производства и потребления (бытовой и строительный мусор: битая кирпичная кладка, пластиковая и картонно-упаковочная тара, древесные отходы, медицинские отходы группы «А» и «В»-шприцы, капельницы и т.д.). Примерное суммарное количество обнаруженных несанкционированных навалов отходов составляет примерно
Причиной допущенных нарушений природоохранного и санитарного законодательства является ненадлежащее выполнение администрацией г.Твери функций в части обращения с отходами производства и потребления, предусмотренных федеральным законодательством. Неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, тем самым нарушает право каждого на благоприятную окружающую природную среду. Вышеуказанные нарушения природоохранного и санитарного законодательства подтверждаются: актом осмотра территории (объекта) Управления государственной административно-технической инспекции Тверской области от 24.05.2010 г., письмом Тверской городской экологической инспекции администрации города Твери от 03.06.2010 № 22/2047 и актом осмотра территории Тверского лесничества Департамента Управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области от 24.05.2010 № 1-В/С-10. Данная проверка и осмотр захламлённой территории проводились с участием работника администрации Заволжского района Твери. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Данное средство защиты является средством юрисдикционного характера, то есть реализуемого через суды, и заключается в понуждении ответчика исполнить возложенную на него законом, иным нормативным правовым актом или договором обязанность. Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое значение. Одним из таких прав, установленных ст. 42 Конституции РФ, является право каждого на благоприятную окружающую природную среду. Как указано в ст. 2 ПС РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Согласно ст. 1 ПС РФ гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной зашиты. Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. Исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора, заявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации г.Твери удовлетворены На администрацию города Твери возложена обязанность по организации сбора, вывоза и утилизации отходов на северо-востоке массива этажной застройки г.Твери, расположенной восточнее проезжей части Сахаровского шоссе близ ул.Кржижановского и ул. 2 Торфобрикетного предприятия.
|