Суд удовлетворил иск прокурора об обязании организовать выполнение работ по устранению повреждений автодороги | версия для печати |
Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Тверской области, Министерству транспорта Тверской области, ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», и просил обязать ответчиков организовать выполнение в соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 работ по устранению повреждений дорожного асфальтобетонного покрытия автодороги регионального значения Тверской области 2 класса Вышний Волочек - Ермолкино - Починок с 3 км по 7 км Вышневолоцкого района Тверской области в срок до 01 июня 2014 года. В обоснование требований прокурор указал, что автодорога «Вышний Волочек-Ермолкино-Починок» внесена в перечень дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. 08 ноября 2013 года должностными лицами управления по инфраструктурному развитию села администрации В.Волоцого района, ОГИБДД МО МВД России «Вышневолоцкий», Вышневолоцой межрайонной прокуратуры, а также ведущего эксперта дорожного хозяйства проведена проверка дорожного полотна участка от 3 км до 7 км дороги «Вышний Волочек-Ермолкино-Починок», о чем составлен акт. В результате проведенной проверки установлено, что проезжая часть автодороги на указанном участке имеет множественные повреждения, превышающие допустимые параметры и угрожающие безопасности дорожного движения. Данные обстоятельства также подтверждены фотоматериалом от 08 ноября 2013 года. Наличие многочисленных повреждений указанного участка дороги подтверждено актами выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленными инспекторами ДПС ОГИБДД МО МВД России «Вышневолоцкий» 23 июля 2013 года с участием свидетелей, согласно которым указанный участок дороги имеет многочисленные выбоины и повреждения дорожного покрытия, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения РФ скоростью. Наличие повреждений дорожного полотна подтверждается адресованными в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру заявлениями жителей, пользующихся данной дорогой для проезда. Актом от 08 ноября 2013 года зафиксированы размеры повреждений дорожного полотна, которые превышают предельные размеры отдельных просадок и выбоин, установленных пунктом 3.1.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу о том, что именно Министерство транспорта Тверской области как исполнительный орган государственной власти Тверской области, осуществляющий на территории Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности, является органом, ответственным за организацию работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения. В соответствии с Порядком организации работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, на Министерство транспорта Тверской области возложена обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам. Министерство транспорта Тверской области осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств Тверской области на цели обеспечения дорожной деятельности, а также осуществляет контроль над деятельностью подведомственных учреждений и организаций. Правительство Тверской области организует осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них самостоятельно или через уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Тверской области. ГКУ «Дирекция ТДФ» в соответствии с Уставом является бюджетным учреждением, наделенным функциями по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области. В целях реализации этих функций ГКУ «Дирекция ТДФ» является получателем бюджетных средств по статье «Дорожное хозяйство». При этом главным распорядителем бюджетных средств по данной статье является Министерство транспорта Тверской области. ГКУ «Дирекция ТДФ» выполняет функции государственного заказчика по реализации программ в сфере дорожной деятельности, финансируемых за счет средств областного бюджета. С этой целью «Дирекция ТДФ» заключает государственные контракты по результатам проведенных торгов. Однако для проведения ремонта автодороги необходимо, чтобы собственник принял решение о проведении ремонта и заложил деньги в бюджет области на данный ремонт. Ответственность за осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования регионального значения, в том числе и за ремонт, несет ее владелец, в данном случае Министерство транспорта Тверской области. В судебном заседании было установлено, что состояние указанного участка автомобильной дороги является непригодным для проезда транспортных средств, не дает гражданам возможность использовать данный участок для проезда, нарушает их права на безопасное дорожное движение, сохранение жизни, здоровья и имущества. В декабре 2010 года по результатам торгов ГКУ «Дирекция ТДФ» был заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию сети автомобильных дорог по Бологовскому, Вышневолоцкому, Фировскому районам Тверской области с ГУП «Бологовское ДРСУ». В рамках данного контракта подрядными организациями осуществляются только работы по текущему содержанию дороги в рамках предусмотренных контрактом денежных средств и сроков выполнения тех или иных видов работ. Выполнение ремонтных работ в рамках данного государственного контракта не представляется возможным. На момент проведения прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения и рассмотрения дела судом государственной контракт на ремонт спорной автодороги заключен не был, денежные средства в бюджет на соответствующий финансовый год заложены не были, несмотря на то, что спорная автодорога нуждается в ремонте. Распределение бюджетных средств на цели обеспечения дорожной деятельности входит в компетенцию Министерства транспорта Тверской области. Суд принял во внимание доводы представителя Министерства транспорта Тверской области об отсутствии денежных средств на ремонт, капитальный ремонт дороги в областном бюджете Тверской области на 2013 год, отсутствие указаний о ремонте данной дороги в постановлении Правительства Тверской области от 16 октября 2012 года № 613-пп «О государственной программе Тверской области «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области» на 2013 - 2018 годы», а также доводы ответчиков о том, что проезжаемость автомобильной дороги обеспечена в рамках работ по её содержанию в пределах выделенных денежных средств. Как установлено при рассмотрении дела, и подтверждено представленными доказательствами, предпринятые меры не являются эффективными. По мнению суда, все вышеизложенное не освобождает Министерство транспорта Тверской области от исполнения возложенных на него обязанностей. Решением Центрального районного суда г.Твери от 03 февраля 2014 года заявленные исковые требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о возложении обязанности организовать выполнение работ по устранению повреждений дорожного асфальтобетонного покрытия автодороги удовлетворены. Министерство транспорта Тверской области обязано судом в срок до 01 июня 2014 года за счет средств областного бюджета обеспечить организацию работ по ремонту автомобильной дороги «Вышний Волочек – Ермолкино – Починок» с 3 км по 7 км дороги. Решение вступило в законную силу 12 апреля 2014 года. |